В современной жизни, с новыми идеалами и правилами, очень важно сохранить преемственность поколений. Поэтому работы этнографа, краеведа, писателя, историка, археолога, Екатерины Николаевны Клетновой становятся очень актуальными. 3 февраля в литературном салоне Вязьмы прошёл историко-краеведческий вечер «Известная и неизвестная Екатерина Клетнова». О многогранной деятельности Екатерины Николаевны Клетновой говорили краеведы, историки, филологи. Сегодня я хочу рассказать об известной и неизвестной Клетновой от себя ученика 4 класса. Впервые я познакомился с Екатериной Николаевной её биографией, находками и работами в Вяземском историко – краеведческом музее, по сухой информации на стендах. Но однажды в бабушкиных шкафах я обнаружил раритеты прошлого: косоворотку прапрапрадеда и вышивку прапрабабушки. И очень захотелось вернуться в места, где жили мои предки – Кувшиново, Красное. Именно с этого момента началось моё путешествие по музеям, библиотекам, интернет – ресурсам, дабы собрать имеющийся материал о моих истоках. Оно было бы скучным и однообразным, не наткнись я на книгу своей землячки Екатерины Николаевны Клетновой «Отзвуки Отечественной войны в преданиях и сказаниях Вяземского уезда». Именно её лаконичные и доходчивые для понимания описания деревень и событий, помогли мне без труда перенестись в те далёкие времена. Это путешествие позволило мне тщательно изучить прошлое Вяземского уезда и выявить основные факторы, сохраняющие связь поколений - это история и язык. Весь найденный мной материал я систематизировал в путеводителе «Путешествие из Кочетово в Вязьму». На карте вы видите населенные пункты…………….., красоту природы и достопримечательности которых описала Екатерина Николаевна, среди них Кувшиново и Красное, где жили мои предки. Работа Клетновой «Символика народных украс Смоленского края» помогла мне описать предметы рукоделия и мужской одежды, хранящиеся в моей семье. Петух - традиционный славянский символ. Он был не только вестником зари, восходящего солнца, но и олицетворял мужское начало и очаг дома. Оказывается, обводка для него называется «р а с к о в к а», которая нередко становилась совершенно самостоятельным узором, чередуя треугольники, поставленные на угол, с треугольниками, поставленными на грань». Для цветового решения использовались традиционные цвета нитей. Главными были красный и белый. Но они дополнялись еще жёлтым цветом и вкраплением синего. Сочетание красного с жёлтым создаёт "тёплую" цветовую гамму, а соседство белого цвета и вкрапления "холодного" синего, усиливают её до мажора. А Косоворо́тка — это рубаха с косым воротом, то есть с разрезом сбоку, а не посередине, как у обычных рубашек. Разрез сбоку на косоворотке создавался специально для того, чтобы нательный крестик не выпадал во время работы. Изображение гроздьев винограда на рубахе - означают богатство, плодородие.