Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №9 Исследовательская работа Тема: «Влияние психотипа на математические способности и инженерное мышление человека» Работу выполнил: учащаяся 10 А класса Осипова Мария Руководитель: Перминова Инна Николаевна, педагог-психолог г. Комсомольск-на-Амуре 2019 год   Содержание Введение 3 1Диагностика профиля мышления и уровня креативности 4 1.1Обработка и анализ данных 7 1.2 Заключение 9 1.3 Список литературы 10 2 Приложение 12   Введение Город Комсомольск-на-Амуре является городом президентского внимания и, Владимир Владимирович Путин, поставил перед городом задачу: развивать в подрастающем поколении инженерное мышление. Данная тема актуальна, потому что МОУ гимназия №9 занимает статус в инновационной инфраструктуре как краевой инновационный комплекс. Тематикой инновационной деятельности педагогов МОУ гимназии № 9 является «Формирование инженерного мышления обучающихся посредством реализации сетевых образовательных программ». В МОУ гимназия № 9 существует Трехсторонний договор о сотрудничестве между ПАО «Компания «Сухой», ФГБОУ ВО «КнАГУ», МОУ гимназией №9(открытие городского Авиа класса). В гимназии ведется разработка учебных программ, курсов с акцентом на формирование инженерного мышления, так как в гимназии существуют классы, где углубленно изучают такие предметы, как ИКТ (уровень изучения - углубленный, 4 часа в неделю), физика (уровень изучения – углубленный, 5 часов в неделю), математика (уровень изучения – углубленный, 6 часов в неделю). Я обучаюсь в 10 «А» классе, где наш класс дополнительно посещает элективные курсы по физике. Для меня и 25 учащихся,которые обучаются в 10«А» классе проблемой является, влияниепсихотипа на математические способности и инженерное мышление человека. Я поставила цель определить, как психотип влияет на математические способности человека и развитие инженерного мышления. Так же я поставила перед собой задачи,которые я могу выполнить по ходу своей исследовательской работы: 1) Раскрыть понятие психотипа(психологическая типология); 2) Исследовать и проанализировать факторы, как психотип влияет на математическое и инженерное мышление учеников 10-11 классов; 3) Провести диагностику среди школьников 10-11 классов по профилю мышления и уровня креативности. Предметом исследования является подбор упражнений и тестов с акцентом на определение математических способностей и инженерного мышления человека. Объект исследования - это предметное мышление учащихся 10-11 классов. Моя гипотеза: Мы - новая модель выпускников гимназии, обладающих инженерной культурой, профессионально-значимыми характеристиками в достижений профессиональных знаний икомпетенций в области инженерного мышления. Диагностика профиля мышления и уровня креативности Психологические типологии – это система индивидуальных установок и поведенческих стереотипов, образованная с целью объяснения разницы между людьми. Дифференциальная психология— раздел психологической науки, который изучает психологические различия,типологические различия психологических проявлений у представителей различных социальных, классовых, этнических, возрастных и других групп. Дифференциальная психология систематизирует индивидуальные различия и разные методы их диагностики, а также количественно оценивает эти различия в разных сферах Тип мышления – это индивидуальный способ аналитико-синтетического преобразования информации. Инженерное мышление –особый видмышления, формирующийся и проявляющийся при решении инженерных задач позволяющих быстро, точно и оригинально решать поставленные задачи, направленные на удовлетворение технических потребностей в знаниях, способах, приемах, с целью создания технических средств и организации Профиль мышления, отображающий доминирующие способы переработки информации и уровень креативности, является важной личностной характеристикой человека, определяющей его стиль деятельности, склонности, интересы и профессиональную направленность. Выделяют четыре базовых типа мышления, каждый из которых обладает специфическими характеристиками. Независимо от типа мыщления человек характеризуется определённым уровнем креативности. 1. Предметное мышление неразрывно связано с предметом в пространстве и времени. Преобразование информации осуществляется с помощью предметных действий. Существуют физические ограничения на преобразование. Операции выполняются только последовательно. Результатом является мысль, воплощенная в новой конструкции. Этим типом мышления обладают люди с практическим складом ума. 2. Образное мышление отделено от предмета в пространстве и времени. Преобразование информации осуществляется с помощью действий с образами. Нет физических ограничений на преобразование. Операции можно осуществлять последовательно и одновременно, Результатом является мысль, воплощенная в новом образе.Этим мышлением обладают люди с художественным складом ума. 3. Знаковое мышление - это когда преобразование информации осуществляется с помощью умозаключений. Знаки объединяются в более крупные единицы по правилам единой грамматики. Результатом является мысль в форме понятия или высказывания,фиксирующего существенные отношения между обозначаемыми предметами. Этим мышлением обладают люди с гуманитарным складом ума. 4. Символическое мышление – это когда преобразование информации осуществляется с помощью правил вывода (в частности, алгебраических правил или арифметических знаков и операций).Результатом является мысль, выраженная в виде структур и формул, фиксирующих существенные отношения между символами. Этим мышлением обладают люди с математическим складом ума. 5. Креативность - творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка — способность достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации, используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом. В широком смысле — нетривиальное и остроумное решение проблемы. Согласно Брунеру, мышление можно рассматривать как перевод с одного языка на другой. Следовательно, при четырех базовых языках возникает шесть вариантов перевода: 1. Предметно-образный (практический); 2. Предметно-знаковый (гуманитарный); 3. Предметно-символический (операторный); 4. Образно-знаковый (художественный); 5. Образно-символический (технический); 6. Знаково-символический (теоретический). В каждой из шести пар возможны четыре перехода. Например, в первой паре образуются следующие переходы: 1) предметный переходит в образный, 2) образный переходит в предметный, 3) предметный переходит в предметный, 4) образный переходит в образный. В итоге образуются 24 переходов во всех шести парах. Выделяются следующие факторы мышления: 1) практичность –теоретичность, гуманитарность – техничность, художественность – операторность; 2) конкретность – абстрактность. Определить тип мышления и уровень креативности позволяет ниже следующий тест Д. Брунера(см в приложении). В протоколе исследования подсчитывается сумма плюсов для каждого фактора (пять вертикальных столбцов): 1 – предметное мышление; 2 – символическое мышление; 3 – знаковое мышление; 4 – образное мышление; 5 – креативность. Шкала оценки выраженности типа мышления и креативности разбивается на три интервала: низкий уровень (от 0 до 5 баллов), средний уровень (от 6 до 9 баллов), высокий уровень (от 10 до 15 баллов). Обработка и анализ данных Таблица № 1 - протокол исследования 10 А класса ФИ ученика Предметное мышление (баллы) Символическое мышление (баллы) Знаковое мышление (баллы) Образное мышление (баллы) Креативность (баллы) Бузунов Максим 8 14 9 10 14 Васькив Артем 3 11 4 5 7 Вердиева Ангелина 10 7 6 10 8 Дорошевская Алиса 7 9 11 11 8 Зайцев Александр 2 6 7 7 10 Као-Ден Владислав 3 13 3 11 9 Кальницкий Владимир 6 13 12 9 8 Котов Александр 10 10 11 10 11 Крылова Екатерина 6 6 5 12 7 Кульга Никита 12 8 8 7 8 Максимов Артем 8 8 7 7 9 Машанова Елена 6 8 9 13 7 Овчаров Олег 6 7 6 3 6 Осипова Мария 11 8 13 14 10 Попова Алена 2 7 8 4 4 Рукшин Егор 8 8 10 12 9 Рыжаков Захар 9 11 3 10 6 Савенко Павел 9 6 10 10 9 Сенотрусов Эдуард 6 8 7 9 11 Тихонович Максим 3 4 6 7 Толочкин Даниила 4 6 4 5 8 Торопогрицкий Владимир 7 10 9 8 9 Яценко Семен 7 8 8 8 10 Таблица № 2 - протокол исследования 10 Б класса ФИ ученика Предметное мышление (баллы) Символическое мышление (баллы) Знаковое мышление (баллы) Образное мышление (баллы) Креативность(баллы) Байрачный Матвей 4 4 8 7 8 Бурцева Вероника 7 6 6 13 9 Горчаков Никита 7 2 13 12 11 Гребенюк Евгений 10 8 12 14 9 Григорьеаа Кристина 12 7 4 10 8 Егоров Дмитрий 3 7 9 10 13 Иванив Эдуард 3 5 7 6 7 Кальницкая Елизавета 9 6 13 12 11 Кокорин Арсений 6 8 10 6 7 Куйдина Юлия 13 7 9 12 11 Ли Анастасия 7 5 7 11 12 Мальцева Кристина 13 10 11 13 11 Немтинова Александра 9 11 9 9 12 Низов Анатолий 7 6 5 8 7 Погодина Елизавета 6 6 12 13 7 Розанова Наталья 7 6 9 10 6 Селютина Софья 6 9 7 9 9 Царегородцев Ярослав 9 2 9 10 9 Штанов Александр 5 4 11 10 8 Таблица № 3 - протокол исследования 11 А класса ФИ(ученика) Предметное мышление (баллы) Символическое мышление (баллы) Знаковое мышление (баллы) Образное мышление (баллы) Креативность(баллы) Астахов 8 10 5 8 8 Башков 12 13 8 9 11 Годовников 11 9 2 7 6 Голев 9 11 8 10 11 Гребенюк 9 11 6 10 12 Ермаков 10 3 3 6 7 Зыкова 7 4 10 9 7 Козлова 6 10 11 13 11 Кочкин 8 5 8 8 7 Крюков 10 10 7 11 9 Крупин 9 7 9 7 6 Левковский 9 8 4 4 8 Ломко 8 10 13 13 13 Проценко 4 13 10 9 7 Савин 11 5 3 10 6 Сердюк 2 10 7 13 11 Созыкин 9 9 3 3 4 Тимохин 8 9 8 7 9 Тулышова 8 7 6 8 9 Чижик Артём 14 9 9 3 8 Класс Предметное мышление Символическое мышление Знаковое мышление Образное мышление Креативность 10А 153 201 174 203 195 10Б 134 119 171 195 167 11А 172 173 140 168 170 Таблица № 4 – Сумма баллов по классам В нашем исследовании приняли участие 3 класса: 10 «А», 10 «Б» и 11 «А». Всего в опросе приняло участие 62 человека: 19 девушек (6 девушек из 10 «А», 10 девушек из 10 «Б» и 3 девушки из 11 «А») и 43 юноши (17 юношей из 10 «А», 9 юношей из 10 «Б» и 17 юношей из 11 «А»). Результаты представлены в таблице № 5. Как мы видим из диаграммы из опрошенных учеников 11 «А» преобладает символическое мышление (20,8%), из опрошенных учеников 10 «А» преобладает образное мышление (22%) и из опрошенных учеников 10 «Б» преобладает образное мышление (25%) Программа формирования инженерного мышления обучающихся посредством углубленного изучения учебных предметов (физики, математике и ИТК) и курсов внеурочной деятельности, таких как: посещение лекций и практических занятий в ПАО «Компания «Сухой», ФГБОУ ВО «КнАГУ», участие в олимпиадах по профильным предметам. Упражнения Решение задач по профильному направлению, решение различных головоломок, углубление познаний в данной сфере.  Заключение В данной работе были раскрыты такие понятия как «психологические типологии», «дифференциальная психология», «тип мышления», «инженерное мышление», рассмотрены факторы формирования и проявления инженерного мышления. В качестве заключения можно сказать, что влияние психотипа на математические способности и инженерное мышление является актуальной и важной проблемой. Проведенный тест показал, что у 11А класса (уклон на физику и математику) преобладает предметное мышление (операторное мышление), у 10А класса (уклон на физику и математику) преобладает образное мышление (техническое мышление) , а у 10Б класса (уклон на гуманитарные науки) преобладает образное мышление (художественное мышление).Таким образом проведенные исследования подтверждают мою гипотезу, что Мы - новая модель выпускников гимназии, обладающих инженерной культурой, профессионально-значимыми характеристиками в достижений профессиональных знаний и компетенций в области инженерного мышления.   Приложение № 1 Текст опросник: 1) Мне легче что-либо сделать, чем объяснить, почему я так сделал. 2) Я люблю составлять программы для компьютера. 3) Я люблю читать художественную литературу. 4) Я люблю живопись(скульптуру). 5) Я не предпочел бы работу, в которой все четко определено. 6) Мне проще усвоить что-либо, если я имею возможность манипулировать с предметами. 7) Я люблю шахматы, шашки. 8) Я легко излагаю свои мысли как в устной так и в письменной форме. 9) Я хотел бы заниматься коллекционированием. 10) Люблю и понимаю абстрактную живопись. 11) Я скорее хотел бы быть слесарем, чем инженером. 12) Для меня алгебра интереснее, чем геометрия. 13) В художественной литературе для меня важнее не что сказано, а как сказано. 14) Я люблю посещать зрелищные мероприятия. 15) Мне не нравится регламентированная работа. 16) Мне нравится что-либо делать своими руками. 17) В детстве я любил создавать свой шифр для переписки с друзьями. 18) Я придаю большое значение форме выражения мыслей. 19) Мне трудно передать содержание рассказа без его образного представления. 20) Не люблю посещать музеи, так как все они одинаковы. 21) Любую информацию я воспринимаю как руководство к действию. 22) Меня больше привлекает товарный знак фирмы, чем ее название. 23) Меня привлекает работа комментатора радио, телевидения. 24) Знакомые мелодии вызывают у меня в голове определенные картины. 25) Люблю фантазировать. 26) Когда я слушаю музыку, мне хочется танцевать. 27) Мне интересно разбираться в чертежах и схемах. 28) Мне нравятся уроки литературы. 29) Знакомый запах вызывает всю картину событий, происшедших много лет назад. 30) Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче. 31) Истинно только то, что можно потрогать руками. 32) Я предпочитаю точные науки(математику, физику). 33) Я за словом в карман не лезу. 34) Люблю рисовать. 35) Один и тот же спектакль можно смотреть много раз, главное – игра актеров, новая интерпретация. 36) Мне нравилось в детстве собирать механизмы из деталей конструктора. 37) Мне кажется, что я смог бы изучить стенографию. 38) Мне нравится читать стихи вслух. 39) Я согласен с Ф. М. Достоевским, что красота спасет мир. 40) Я предпочел бы быть закройщиком, а не портным. 41) Лучше сделать табуретку руками, чем заниматься ее проектированием. 42) Мне кажется, что я смог бы овладеть профессией программиста. 43) Люблю поэзию. 44) Прежде чем изготовить какую-то деталь, сначала я делаю чертеж. 45) Мне больше нравится процесс деятельности, чем ее результат. 46) Для меня лучше поработать в мастерской, нежели изучать чертежи. 47) Мне интересно было бы расшифровать древние тайнописи. 48) Если мне нужно выступить, тоя всегда готовлю свою речь, хотя уверен, что найду необходимые слова. 49) Больше люблю решать задачи по геометрии, чем по алгебре. 50) Даже в отлаженном деле пытаюсь творчески изменить что-то. 51) Я люблю дома заниматься рукоделием, мастерить. 52) Я смог бы овладеть языками программирования. 53) Мне нетрудно написать сочинение на заданную тему. 54) Мне легко представить образ несуществующего предмета или явления. 55) Сомневаюсь даже в том, что для других очевидно. 56) Я предпочел бы сам отремонтировать утюг, нежели нести его в мастерскую. 57) Я легко усваиваю грамматические конструкции языка. 58) Люблю писать письма. 59) Сюжет кинофильма могу представить, как ряд образов. 60) Абстрактные картины дают большую пищу для размышлений. 61) В школе мне больше нравились уроки труда, домоводства. 62) У меня не вызывает затруднений изучения иностранного языка. 63) Я охотно что-то рассказываю, если меня попросят друзья. 64) Я легко могу представить в образах содержание услышанного. 65) Я не хотел бы подчинить свою жизнь определенной системе. 66) Я чаще сначала сделаю, а потом думаю о правильности решения. 67) Думаю, что смог бы изучить китайские иероглифы. 68) Не могу не поделиться только что услышанной новостью. 69) Мне кажется, что работа сценариста интересна. 70) Мне нравится работа дизайнера. 71) При решении какой-то проблемы мне легче идти методом проб и ошибок. 72) Если бы у меня была машина, то изучение дорожных знаков не составило бы труда. 73) Я легко нахожу общий язык с незнакомыми людьми. 74) Меня привлекает работа художника-оформителя. 75) Не люблю ходить одним и тем же путем. Испытуемые в таблице отмечают свое согласие или несогласие рядом с номером утверждения соответственно знаками «+» или «-». Таблица № 5 - протокол исследования 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 сумма Приложение № 2 Решение задач по профильному направлению (сборник задач по физике 7-9 класс, Перышкин; сборник задач по физике 10-11 класс; Рымкевич; сайт «решу ЕГЭ»), решение различных головоломок, углубление познаний в данной сфере (сборник по физике, Кабардин; факультативный курс 5. Список литературы 1. Психологические типологии п/р Ю.П. Платонова 2. Большой психологический словарь / под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. М. 3. Немов, Р.С. Психодиагностика: Введение в научное психологическое исследование с элементами математический статистики. 4. Немов Р.С. психология: учебное пособие для студентов педагогических вузов.